«Я слово позабыл,
Что я сказать хотел
И мысль бесплотная
В чертог теней вернулась».
А.Фет
Разум может развиться только в процессе общения и усвоения языка. Речь и мышление являются познавательными процессами высшей нервной деятельности человека.
Считалось, что мышление первично по отношению к языку. Американские ученые предложили теорию лингвистической относительности, в которой указывают, что язык может определять мышление, разные языки определяют мышление по-разному. Исследования по развитию речи детей показали, что индейцы и англоязычные дети классифицируют предметы по-разному. Другая группа американских ученых утверждают, что мышление не зависит от структуры конкретного языка, а опирается на глубинные языковые уровни.
Осуществление речевой функции связано с центрами речи, находящихся в коре больших полушарий головного мозга человека. Но известны в науке случаи отсутствия у людей мозга. Каким же образом у них осуществляются психические процессы? Крупнейший специалист по физиологии психической деятельности академик Наталья Петровна Бехтерева, изучая работу головного мозга человека, сталкивается с ограниченностью научных познаний и приходит к понятию Бога.
Ученые пытаются объяснить процессы, а задачей учителя является формирование речи ученика. Социум создает речь человека, поэтому очень важно формировать единое речевое пространство Школы Сотворчества.
На уроках естественного цикла учителя в работе используют памятки для учеников, позволяющие развивать их речь: описание по плану материков, почвы, горных пород; составление описания конкретного природного объекта; план ведения наблюдений, опытов, экспериментов; план распознавания и классификации природных объектов. На уроках физики и химии формируется язык формул. В среднем звене остается актуальным жужжащее чтение, чтение по цепочке, работа с предметными словарями.
Риторическая культура речи формируется благодаря выступлениям детей с докладами, сообщениями, рефератами. У кафедры естественных наук большой опыт подготовки учеников к выступлениям на городских и областных научно-исследовательских конференциях. Ученики учатся составлять доклад к выступлению, знакомятся с требованиями к публичной защите своего доклада на конференции.
На уроках биологии ученики обучаются правилам ведения диалогов во время деловых игр: «Доктор-пациент», «Почвоведы-дачники». Для высказываний прогнозов, гипотез предлагаются алгоритмы предложений
На уроках физики ученики, создавая компьютерные презентации, учатся лаконично структурировать научный текст.
Таким образом, на уроках биологии, географии, химии и физики ведется работа по формированию речи учеников.