![](/olderfiles/1/Kormina_teacher.jpg)
Приемы работы с параграфом учебника биологии
I. Определение научного понятия.
Понятие - мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определенным общим и по совокупности специфическим для них признакам.
Слово - единица речи, служащая для выражения отдельного понятия.
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.
Термин неразрывно связан с понятием, в то время как не всякое слово связано с понятием. Термин - член конкретной терминологической системы какой-либо области знаний. Термин входит в определение понятия.
Понятие «дерево» включает в себя общие признаки всех елок, сосен, берез, осин, все то, чем отличаются деревья от кустарников и трав. Каждое понятие имеет свой термин. Дерево, кустарник - это термины науки ботаники.
Понятия бывают более широкие - родовые и менее широкие - видовые.
Определяемое понятие = родовое понятие + видовые (отличительные) признаки.
Например: Анималист- художник, который изображает животных.
II. Формирование прогноза при чтении текста параграфа.
Ум без догадки гроша не стоит (пословица). Прогнозирование - это метод составления описаний возможных будущих изменений .
Уже при знакомстве с заголовком можно прогнозировать содержание текста. Дальнейшее чтение идет под флагом сознательно сложившейся гипотезы. Мысленно сверяя свои ожидания с текстом, ученик пропускает через себя читаемое, и даже если ожидаемое не оправдалось, оно все равно способствует пониманию.
Учить прогнозированию нужно прежде всего на уроках русского языка, так как прогноз необходим для грамотного пунктуационного оформления текста по ходу письма. Однако обучение прогнозированию возможно на уроках по любому учебному предмету. Например:
Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Вместе с дождем с неба падали рыбы.
Вопросы ученикам:
Какие вопросы у вас возникли?
Сформулируйте свои догадки.
Попробуйте предположить.
Предложите свою гипотезу: «Если ..., то ...»
III. Составление логических схем.
Составление логических схем позволяет установить связи между частями целого и структурировать.