![](/olderfiles/1/555.jpg)
Выступление на августовском совещании учителей биологии
Экологический аспект в преподавании биологии
Кормина Марина Анатольевна,
учитель биологии МОУ СОШ №70
«Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности, наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить.»
(К.Колдуэлл)
Что же человечество должно изменить в себе, чтобы выжить? Кто будет решать эту глобальную проблему? Конечно, экологическое образование. Экологическое образование проходит тернистый путь. В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты документы о разумной стратегии взаимодействия с окружающей средой. Стал очевидным переход к экологическому образованию для устойчивого развития. В 90-е годы пик популярности имело все, что связано с экологией. В школе вдохновенно, с энтузиазмом преподавали «Экологию» и «Основы экологической культуры». Но затем произошли изменения. Экологии не нашлось в базисном плане. В 2002 году мне довелось стать участницей 8 международной конференции по экологическому образованию, проходившей в Москве. Участники были полны идей, предложений, разработок, но ожидаемые приглашенные лица из Министерства образования так и не пришли. У многих участников осталось ощущение неопределенности.
Но жизнь требовала конкретных решений, и в Стратегии образования появилось направление экологизации школьных предметов. Признаком экологизации является определение места изучаемой дисциплины в системе экологических знаний. Главным критерием отбора знаний для экологизации является то, работают ли эти знания на гармонизацию природных связей или на понимание причин кризисности. Думается, что тернистый путь экологии в определении своего места в образовании не закончен.
Сегодняшнее преподавание биологии без решения экологических задач просто невозможно. Каждый из нас вносит свою лепту как выжить ученику в этом кризисном мире. Как сформировать личность гармонично существующую с окружающей социоприродной средой? Как привести к пониманию вести здоровый образ жизни? «Экология» с точки зрения академика Лихачева «проблема нравственная». Как нести детям знания, чтобы у них появилось экологически правильное поведение?
В своей педагогической деятельности я стремлюсь ответить на эти вопросы. Самым главным я считаю воспитание экологической культуры школьников. Существует два определения экологической культуры. Глазачев С. Н.: «Экологическая культура- это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.» В.А. Ясвин ; «Экологическая культура- это способность людей пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». В своей практике я выбрала путь практической деятельности учащихся. Сформироваться экологическое сознание у школьника может только при общении с миром природы, общении с природными объектами. Несколько лет я имела возможность содержать живой уголок при кабинете биологии. Был организован кружок «Юный эколог» -эффективная форма организации научно-практической деятельности учащихся. Задачи кружка: 1. Расширение экологических представлений школьников о закономерностях развития природы и общества. 2. Углубление теоретических знаний в области биологии и экологии. 3. Обеспечение практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Непосредственно контактируя с животными (насекомые, моллюски, земноводные, рыбы, пресмыкающиеся, птицы ;канарейки, попугаи, млекопитающие: еж, хомяки, морская свинка, кролик), ученики приобретают новые знания и навыки практической деятельности. Посещают кружок разновозрастные дети с разными учебными способностями и психологическими особенностями, испытывающие трудности в общении. Конкретная забота о питомцах живого уголка, участие в общей работе помогают детям справиться с проблемами общения, развивают такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети учатся понимать себя и других, все, что происходит вокруг, появляется ответственное отношение к природе и к людям. Использовались формы работы: наблюдения, уход и кормление, опыты, эксперименты, исследования, зарисовки, фотографирование, работа с литературой, доклады, сообщения, дидактические и ролевые игры. Силами кружковцев организованы и проведены мероприятия: выставки животных домашних, изготовление природоохранных знаков, экологический мониторинг школы, комплектование комнатных растений по экологическим группам. Заслугой кружковцев стало 3 место в конкурсе на лучшее озеленение школы и кабинета биологии. Таким образом, через практическую деятельность формируется осознанное понимание взаимосвязей в природе, умение прогнозировать последствия своих действий и принимать экологически ответственное решение, заботиться о сохранении благоприятной социоприродной среды, заботиться о здоровье. Но из-за увеличения количества учащихся, помещения для животных не стало. Если помечтать, то в каждой школе должен быть живой сад, пришкольный сад.
Уже 11 лет организую мероприятия, посвященные домашним животным -кошкам. Формы проведения разные: выставка, конкурс, шоу с показом дрессировки. Сопровождаются эти праздники рисунками, сообщениями, докладами, фотовыставками, сочинениями, стихами о кошках.
Для формирования экологического сознания на уроках использую при проведении физминуток психологический принцип -идентификацию, т. е. Отожествление себя с кем- то или с чем- то другим.»Вжиться в образ « через движение и позу тела. Я- растение: ноги-корни, руки- стебли, пальцы- листья. Все зависит от темы урока. У детей и учителя простор для реализации фантазии в целях закрепления материала.
Школа № 70- Школа Сотворчества. Цель: Научить человека жить не болея, в гармонии с собой и окружающей средой, сохраняя высокую работоспособность, творческую активность и стремление к духовному развитию как основе мудрого диалога с миром. Это истинно экологическая идея. В школе перед уроками проходит пятиминутная физическая разминка. Во время пятиминутки я активно использую массаж рук, ушей, приемы из Су Джок терапии.
Большое внимание уделяю исследовательским работам учащихся на экологические темы и экологическим проектам.
В экологическом проекте « Не ходите по газонам « участвовали младшие школьники, подростки, взрослые. Цель: Поддерживать в детях стремление к гармоничному взаимодействию с миром природы.
Задачи: 1. Защитить школьные клумбы и газоны от вытаптывания. 2. Провести просветительскую работу о значении растений в природе и в жизни человека.
С темами «Изучение экологического состояния школьных кабинетов», «Изучение экологических групп комнатных растений школы» учащиеся выступали на школьной научной конференции. Несколько тем было отмечено на городских конкурсах «Шаг в будущее» и при ТГУ. Это темы: «Изучение развития попугаев-неразлучников», «Экологическое состояние березовой рощи 5 микрорайона», «Проектирование альпийской горки на территории школы № 70».
Результаты последней темы нас очень обрадовали. На территории школы по проекту была создана альпийская горка. Участие в строительстве принимали ученики-отработчики, учителя, родители. При строительстве горки соблюдались все расчеты и предложенные строительные материалы. Ученики на практике овладели технологией строительства альпийской горки, приобрели навыки общения с рассадой и уходом за горкой. В конкурсе на лучшее озеленение пришкольной территории среди школ города мы заняли 1 место.
Уже четыре года подряд наша школа занимает первое место за лучшие школьные клумбы. Это большая заслуга летней школьной практике на территории школы. Организована летняя практика среди 5-8 классов. Больший объем работы выполняют ребята в июне, когда необходимо подготовить почву и высадить рассаду. В июле и августе школьники ухаживают за рассадой, производя полив, рыхление и прополку.
Работа по формированию экологической культуры моих учеников продолжается..