Сайт
учителя биологии
школы №70
г. Тюмени

Марины Анатольевны
Корминой 

Биология - это слово о жизни

 А мир прекрасен, как всегда!

А. Блок

.

Комплексная информационная система нашей Школы.
Электронный журнал/дневник:
Доказано,
что доступ
родителей к информации
об учебно-воспитательном процессе с помощью  NetSchool улучшает успеваемость и посещаемость детей.:)

Школа Сотворчества г. Тюмень

МАОУ СОШ №70 города Тюмени

Адрес: Россия, 625007, Валерии Гнаровской, 3А. www.rado70school.ru


Телефон: 9-3452-313-655

E-mail: web70@mail.ru

Пишите!Моя страничка

Яндекс.Погода
Besucherzahler single Russian women interested in marriage
счетчик посещений

Выступление на августовском совещании учителей биологии

          Экологический аспект в преподавании биологии

Кормина Марина Анатольевна,
учитель биологии МОУ СОШ №70

«Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности, наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить.»

(К.Колдуэлл)

Что же человечество должно изменить в себе, чтобы выжить? Кто будет решать эту глобальную проблему? Конечно, экологическое образование. Экологическое образование проходит тернистый путь. В 1992 году в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты документы о разумной стратегии взаимодействия с окружающей средой. Стал очевидным переход к экологическому образованию для устойчивого развития. В 90-е годы пик популярности имело все, что связано с экологией. В школе вдохновенно, с энтузиазмом преподавали «Экологию» и «Основы экологической культуры». Но затем произошли изменения. Экологии не нашлось в базисном плане. В 2002 году мне довелось стать участницей 8 международной конференции по экологическому образованию, проходившей в Москве. Участники были полны идей, предложений, разработок, но ожидаемые приглашенные лица из Министерства образования так и не пришли. У многих участников осталось ощущение неопределенности.

Но жизнь требовала конкретных решений, и в Стратегии образования появилось направление экологизации школьных предметов. Признаком экологизации является определение места изучаемой дисциплины в системе экологических знаний. Главным критерием отбора знаний для экологизации является то, работают ли эти знания на гармонизацию природных связей или на понимание причин кризисности. Думается, что тернистый путь экологии в определении своего места в образовании не закончен.

Сегодняшнее преподавание биологии без решения экологических задач просто невозможно. Каждый из нас вносит свою лепту как выжить ученику в этом кризисном мире. Как сформировать личность гармонично существующую с окружающей социоприродной средой? Как привести к пониманию вести здоровый образ жизни? «Экология» с точки зрения академика Лихачева «проблема нравственная». Как нести детям знания, чтобы у них появилось экологически правильное поведение?

В своей педагогической деятельности я стремлюсь ответить на эти вопросы. Самым главным я считаю воспитание экологической культуры школьников. Существует два определения экологической культуры. Глазачев С. Н.: «Экологическая культура- это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.» В.А. Ясвин ; «Экологическая культура- это способность людей пользоваться экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». В своей практике я выбрала путь практической деятельности учащихся. Сформироваться экологическое сознание у школьника может только при общении с миром природы, общении с природными объектами. Несколько лет я имела возможность содержать живой уголок при кабинете биологии. Был организован кружок «Юный эколог» -эффективная форма организации научно-практической деятельности учащихся. Задачи кружка: 1. Расширение экологических представлений школьников о закономерностях развития природы и общества. 2. Углубление теоретических знаний в области биологии и экологии. 3. Обеспечение практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Непосредственно контактируя с животными (насекомые, моллюски, земноводные, рыбы, пресмыкающиеся, птицы ;канарейки, попугаи, млекопитающие: еж, хомяки, морская свинка, кролик), ученики приобретают новые знания и навыки практической деятельности. Посещают кружок разновозрастные дети с разными учебными способностями и психологическими особенностями, испытывающие трудности в общении. Конкретная забота о питомцах живого уголка, участие в общей работе помогают детям справиться с проблемами общения, развивают такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Дети учатся понимать себя и других, все, что происходит вокруг, появляется ответственное отношение к природе и к людям. Использовались формы работы: наблюдения, уход и кормление, опыты, эксперименты, исследования, зарисовки, фотографирование, работа с литературой, доклады, сообщения, дидактические и ролевые игры. Силами кружковцев организованы и проведены мероприятия: выставки животных домашних, изготовление природоохранных знаков, экологический мониторинг школы, комплектование комнатных растений по экологическим группам. Заслугой кружковцев стало 3 место в конкурсе на лучшее озеленение школы и кабинета биологии. Таким образом, через практическую деятельность формируется осознанное понимание взаимосвязей в природе, умение прогнозировать последствия своих действий и принимать экологически ответственное решение, заботиться о сохранении благоприятной социоприродной среды, заботиться о здоровье. Но из-за увеличения количества учащихся, помещения для животных не стало. Если помечтать, то в каждой школе должен быть живой сад, пришкольный сад.

Уже 11 лет организую мероприятия, посвященные домашним животным -кошкам. Формы проведения разные: выставка, конкурс, шоу с показом дрессировки. Сопровождаются эти праздники рисунками, сообщениями, докладами, фотовыставками, сочинениями, стихами о кошках.

Для формирования экологического сознания на уроках использую при проведении физминуток психологический принцип -идентификацию, т. е. Отожествление себя с кем- то или с чем- то другим.»Вжиться в образ « через движение и позу тела. Я- растение: ноги-корни, руки- стебли, пальцы- листья. Все зависит от темы урока. У детей и учителя простор для реализации фантазии в целях закрепления материала.

Школа № 70- Школа Сотворчества. Цель: Научить человека жить не болея, в гармонии с собой и окружающей средой, сохраняя высокую работоспособность, творческую активность и стремление к духовному развитию как основе мудрого диалога с миром. Это истинно экологическая идея. В школе перед уроками проходит пятиминутная физическая разминка. Во время пятиминутки я активно использую массаж рук, ушей, приемы из Су Джок терапии.

Большое внимание уделяю исследовательским работам учащихся на экологические темы и экологическим проектам.

В экологическом проекте « Не ходите по газонам « участвовали младшие школьники, подростки, взрослые. Цель: Поддерживать в детях стремление к гармоничному взаимодействию с миром природы.

Задачи: 1. Защитить школьные клумбы и газоны от вытаптывания. 2. Провести просветительскую работу о значении растений в природе и в жизни человека.

С темами «Изучение экологического состояния школьных кабинетов», «Изучение экологических групп комнатных растений школы» учащиеся выступали на школьной научной конференции. Несколько тем было отмечено на городских конкурсах «Шаг в будущее» и при ТГУ. Это темы: «Изучение развития попугаев-неразлучников», «Экологическое состояние березовой рощи 5 микрорайона», «Проектирование альпийской горки на территории школы № 70».

Результаты последней темы нас очень обрадовали. На территории школы по проекту была создана альпийская горка. Участие в строительстве принимали ученики-отработчики, учителя, родители. При строительстве горки соблюдались все расчеты и предложенные строительные материалы. Ученики на практике овладели технологией строительства альпийской горки, приобрели навыки общения с рассадой и уходом за горкой. В конкурсе на лучшее озеленение пришкольной территории среди школ города мы заняли 1 место.

Уже четыре года подряд наша школа занимает первое место за лучшие школьные клумбы. Это большая заслуга летней школьной практике на территории школы. Организована летняя практика среди 5-8 классов. Больший объем работы выполняют ребята в июне, когда необходимо подготовить почву и высадить рассаду. В июле и августе школьники ухаживают за рассадой, производя полив, рыхление и прополку.

Работа по формированию экологической культуры моих учеников продолжается..

Новости

29 августа 2011

Цветочная мозаика

30 августа будут подведены итоги городского конкурса цветочного оформления територии  "Цветочная мозаика 2…

29 августа 2011

Ура! Скоро в поход!

Свердловская область, Сысертский район. Озеро Тальков Камень - затопленный грунтовыми водами карьер, в котор…

30 августа 2011

"Баламуты" выходят на международный уровень!

Команда КВН 9 «Б» класса «Баламуты» в сентябре отправляется на Первый Международный фестиваль детских коман…

31 августа 2011

У нашей Школы - 2 место в городском конкурсе

Большое спасибо всем, кто помогал в создании цветочной сказки на школьном дворе! Благодарим родителей, учени…

01 сентября 2011

День знаний!

Это праздничный день для всех учителей, школьникови их родителей. Поздравляю всех с этим замечательным днем …

17 сентября 2011

"Баламуты" во втором туре!

Как стало только что известно, команда "КВН" 8б класса после вчерашнего успешного выступления прошла во второ…

05 сентября 2011

Из дальних странствий возвратясь...

Маршрут осеннего похода лежал на осенний Урал, в местечко "Тальков камень".Волшебная природа, удивительное оз…

20 сентября 2011

"Баламуты" в Гала-концерте

Команда КВН 9Б приняла участие в Гала-концерте Первого международного Фестиваля детских команд КВН и получил…

© 2011, Кормина М.А.

Создать бесплатный сайт с uCoz