![](/olderfiles/1/33333.jpg)
Тезисы к городской конференции «Исследовательская деятельность учащихся»
Исследовательская деятельность учащихся как путь к экологической культуре
Кормина Марина Анатольевна,
учитель биологии высшей квалификационной категории
« Жизнь разошлась в разных направлениях и идти по ним не дано: необходимо выбирать».
П. А. Флоренский
В современной школе часто употребляется слово «культура». Культурное поле школы, культура урока, культура здоровья, культура мышления, культура деятельности, культурное поле учителя, культурное поле ученика. В переводе с латинского языка cultura - это возделывание, воспитание, развитие, почитание.
Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся его с природой. Экологическая культура - культура ясного видения действительности, ее системной организации, иерархической целостности. Движение к ней - это одновременно и путь формирования мировоззрения в полном мире, включающего в поле восприятия личности весь пространственный и временной горизонт.
Современная действительность требует воспитания в молодых людях активного отношения к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует исследовательская деятельность учащихся. Школьники изучают не просто объекты, явления, а анализируют связи между явлениями, их взаимозависимость.
Темы исследовательских работ, с которыми учащиеся школы успешно выступали на городских конференциях «Шаг в будущее», «Экология жизненного пространства» имеют экологическую направленность:
- « Изучение развития попугаев неразлучников» (Бураков И.)
- «Экологическое состояние березовой рощи V микрорайона г. Тюмени» (Сотникова Л., Шилова П.)
- «Проектирование альпийской горки на территории школы № 70» (Лукьянова Е.)
- «VI микрорайон как экосистема» ( Кормин П., Елифанов В.)
- «Влияние кока-колы на развитие бобов» (Сазанова Л.)
Выбор темы всегда зависит от заинтересованности учеников, актуальности и возможности реализации ее. В школе два года существовал живой уголок, поэтому были условия для разведения попугаев неразлучников и изучения их развития. Была отличная возможность наблюдения за взаимоотношениями родителей и птенца, выяснения влияния различных факторов среды на птиц.
Школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений. Более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения, могут принять и признать собственные ошибки.
Наша школа находится в VI микрорайоне, и состояние природы своего микрорайона волнует школьников. В результате исследовательской работы собраны данные о живой и неживой природе, о роли человека в экосистеме микрорайона. Авторы прониклись вниманием и заботой к родному микрорайону, убедились об ответственности человека за окружающий мир. Данные работы используются на уроках биологии об особенностях городской экосистеме и новом направлении экологии - видеоэкология.
Актуальной темой явилось изучение состояния березовой рощи - место отдыха и прогулок жителей микрорайонов. Были выявлены естественные и антропогенные повреждения деревьев. В день птиц в роще установили скворечники.
Исследовательские работы подводят учеников к осознанному поведению с окружающей средой.
Экологическая культура (стиль жизни) - это возможность выбора из разных форм взаимодействия с природой вариантов именно «экологического» взаимодействия, понимание направленности выбора и последствий взаимодействия - это экологическое сознание. Формирование экологически правильного поведения является стратегической целью, ибо за ней выживание человечества. В этом заключается одна из специфических черт экологического образования. Тактическими целями в данном случае будут экологические знания и экологическая культура развивающейся личности.
Исследовательская деятельность дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца. Следуя примеру стремительного благоустройства и озеленения города Тюмени, на территории нашей школы в 2004 году была создана альпийская горка. Исследовательская работа по проектированию альпийской горки основывалась на особенностях школьного участка, учитывалась возможность школы подобрать исходные строительные материалы и растения. Благодаря совместным усилиям летнего трудового отряда, учителям, родителям, альпийская горка гармонично вписалась на фоне панорамы каменного замка. При строительстве горки соблюдались все расчеты и предложенные строительные материалы. Подбор растений и их размещение проводились также с учетом рекомендаций проекта. Совместный труд дал свои результаты: ученики на практике овладели умением соблюдать технологию строительства альпийской горки, приобрели навыки обращения с рассадой и уходом за ней. В конкурсе на лучшее озеленение пришкольной территории среди школ города наш участок занял I место. В экологической газете «Лесовичок»поместили фотографию альпийской горки школы № 70. Особенно радует, что автор проектирования Лукьянова Евгения после окончания школы поступила в Строительную Академию на факультет строительных материалов, а одна из участниц реализации проекта - на биологический факультет ТГУ. Исследовательская работа является хорошей профессиональной ориентацией школьников.
Благодаря исследовательской работе, ученик входит в культуру взрослых. Подросток выступает не как объект процесса присвоения культуры, а как субъект и активный участник реальности. Мышление подростка на уровне формальных операций требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Принципиальное отличие мышления подростка от взрослого заключается лишь в том, что у подростка меньше жизненного и интеллектуального опыта.
Юные исследователи приобщаются к методам научного познания, как способа гарантирующего достижение результатов работы. Освоение исследовательского принципа познания действительности становится путем школьника в пространство экологической культуры.
Литература:
- Мазур И.И., Козлова О.Н., Глазачев С.Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. С.4,11.
- Приходько О.Б. Уроки для будущего. Тюмень: Изд-во Вектор Бук, 2001. С. 12.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник- М.: Народное образование, 2001. С.48-49.
- Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии, 2006. №4. С.108-114.